Что не относится к внешним основаниям кризисности подросткового возраста
Подростковый возраст — это время изменений, трансформаций и иногда настоящих бурь в сознании и жизни молодого человека. Мы часто слышим о «кризисе подросткового возраста», который воспринимается как нечто неизбежное. Однако на самом деле это понятие обладает многогранностью, и не все аспекты кризисности исходят из внешних факторов. Если вы когда-либо замечали, что подростки ведут себя странно, могут впадать в депрессию или бесконечно ссориться с родителями, то эта статья для вас. Давайте подробно разберем, какие аспекты говорят о внутренних причинах кризиса и что на самом деле не связывается с внешним окружением.
Содержание
Понимание кризисности подросткового возраста
Кризис подросткового возраста – это особый период в жизни человека, когда он ищет свою идентичность, экспериментирует с различными социальными ролями и стремится обрести независимость. Чаще всего этот период ожидания и неопределенности сопровождается эмоциональными колебаниями, нестабильностью и даже rebellious behavior — подросток может пытаться протестовать против авторитетов и традиционных норм. Но что же стоит за этим?
Говоря о кризисности, часто упоминаются внешние факторы: влияние сверстников, давление со стороны родителей, требования школы и общества. Но есть и другие, более глубокие причины, которые могут принимать форму внутренних конфликтов, самосознания и самовосприятия.
Каждый подросток уникален, и давайте разберем внутренние аспекты, которые не зависят от внешней среды и тем не менее влияют на формирование кризиса.
Внутренние механизмы кризиса подросткового возраста
Поиск идентичности
Одним из ключевых внутренних факторов, способствующих кризисности подросткового возраста, является поиск идентичности. Это время, когда молодые люди начинают задавать себе массу вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Каково мое место в этом мире?». Поиск ответы на эти вопросы может стать настоящим испытанием, и иногда он ведет к внутренним конфликтам.
В подростковом возрасте уютная детская идентичность становится неадекватной, а новая, взрослая идентичность не ясна. Это создает психологическое напряжение, ведь молодой человек не знает, какую роль ему играть. Он может начать экспериментировать с разным стилем одежды, музыкой, хобби и даже социальными группами, пытаясь понять, какую часть себя он хочет показать окружающим.
Несоответствие ожиданиям
Еще одной важной внутренней причиной кризиса является несоответствие между собственными ожиданиями и реальностью. Подростки могут иметь завышенные ожидания к себе – часто это влияние медиа и социальных сетей, где показываются идеализированные жизни. В результате, когда реальность оказывается далека от этих ожиданий, подростки начинают испытывать разочарование и, как следствие, появляется чувство неуверенности в себе.
Это несоответствие приводит к тому, что подросток может быть несчастен, даже если внешние обстоятельства кажутся благополучными. Это внутреннее состояние, не зависящее от мнения окружающих, становится причиной глубокой кризисной ситуации.
Эмоциональная нестабильность
Подростковый возраст также многими воспринимается как период эмоциональной нестабильности. Гормональные изменения, физическое развитие и перемены в социальном окружении вызывают перепады настроения и неспособность адекватно реагировать на стрессовые ситуации.
Эти эмоциональные колебания возникают не только из-за внешних обстоятельств — они также могут возникать из-за внутреннего восприятия себя и своего места в мире. Подростки могут чувствовать себя некомфортно из-за своей внешности или бояться завести отношения. Эта неопределенность приводит к страхам и беспокойству, выливаясь в кризисы, которые могут показаться необъяснимыми окружающим.
Как семья может влиять на кризис подросткового возраста
Страх родительской оценки
Несмотря на то, что участие родителей в жизни подростков часто рассматривается как источник поддержки, оно также может стать источником стресса. Страх получить негативную оценку от родителей может сильно повлиять на внутреннее состояние подростка. Когда ожидания родителей кажутся слишком высокими, это может вызывать чувство несоответствия, которое ведет к кризису среди подростков.
Семейные конфликты, отсутствие доверия и поддерживающей атмосферы могут лишь усугубить это переживание. Важно помнить, что подросткам необходимо чувство понимания и принятия, чтобы справиться со своими внутренними проблемами.
Роль общения в семье
Внутренние конструкции и процессы, происходящие в голове подростка, могут также зависеть от того, как происходит общение в семье. Если у подростка нет возможности открыто обсудить свои эмоции и переживания с родителями или другими взрослыми, это может привести к чувству изоляции и непонимания, что, в свою очередь, усугубляет кризис.
Рост открытых и честных отношений в семье может помочь подросткам понять свои чувства и эмоции, а также объяснить, что они не одни в своих переживаниях.
Образование и давление со стороны сверстников
Невозможность совмещения ожиданий
Школьная напряженность и давление со стороны сверстников могут создать внутренний конфликт, но они в основном рассматриваются как внешние факторы. Принятие или ненависть к учебе, социальным группам и внеклассным занятиям могут начинать серьезно влиять на подростка. Ощущение необходимости соответствовать ожиданиям других может вызвать психологический стресс.
Являясь одновременно частью группы и индивидуумом, подростки начинают испытывать трудности в нахождении собственного баланса. Это давление может вызвать противоречивые чувства, порой даже агрессию или депрессию.
Стресс от социальных сетей
Современные технологии предоставляют подросткам уникальные возможности для общения и самовыражения. Однако, вместе с их ростом, приходит и воздействие фальшивых идей о том, что является нормальным. Стремление получить признание в социальных сетях, постоянный мониторинг и сравнение с друзьями могут создать дополнительные стрессы, которые подросток должен решать самостоятельно.
Каждая «лайк» и комментарий могут вызвать внутренние ощущения, не имеющие ничего общего с реальным миром, что приводит к заложенному конфликту в сознании подростка. Темы самоуважения и уверенности в себе становятся все более важными в этой ситуацией.
Как поддержать подростка в кризисный период
Создание поддерживающей среды
Важно помнить, что со стороны взрослых и родителей требуется участие в жизни подростка. Прежде всего, создайте поддерживающую атмосферу, где подросток сможет открыто поговорить о своих чувствах. Ваша задача — не осуждать, а выслушивать, помогая ему разобраться в своих мыслях и эмоциях.
Научите подростка искать поддержку не только в семье, но и среди друзей, учителей или консультантов. Одно из лучших средств в кризисный период — понимание со стороны окружающих, что помогает минимизировать чувства одиночества и непонимания.
Поощрение к самовыражению
Дайте подростку возможность найти безопасные способы самовыражения. Это может быть творчество, спорт, участие в клубах по интересам или просто ведение дневника. Такие занятия помогут им выплеснуть накопленные эмоции и отпустить внутренние страхи.
Поддержка в поиске подходящих хобби или даже занятиях поможет подростку понять, что существовать в социальной среде можно по-разному, и возможность быть собой — это важный аспект жизни.
Итог
Кризис подросткового возраста — это сложный и многофакторный процесс, который часто не понимается ни окружающими, ни самими подростками. На первый взгляд может казаться, что кризис возникает из-за внешнего давления, однако многие аспекты внутренней жизни подростка также могут выступить катализаторами.
Важно понимать, что каждый подросток уникален и его переживания ни в коем случае не должны игнорироваться. Создание поддерживающей, дружелюбной и открытой атмосферы в доме может помочь сделать этот сложный период более благоприятным для всех участников. В конечном итоге, самоопределение и работа над внутренними конфликтами помогут подростку не просто пройти через кризис, но и выйти из него более зрелым и понимающим себя человеком.
Ваша поддержка и понимание могут стать тем ключом, который поможет подростку справиться с его внутренними бушующими океанами и обрести уверенность в себе.